Бокал шампанского – это: фужер, флюте, шале, блюдце, креманка

Содержание
- 1 Красивая легенда о бокале для шампанского
- 2 Хор форм (19 века, Европа)
- 3 Цветовые решения и декоративный облик бокалов для шампанского
- 4 Геометрия пития ( III – I тыс. до н. э., Древняя Греция )
- 5 Что сказать о достоинствах и недостатках
- 6 Империя и размеры (Конец 18 — начало 19 века, Франция)
- 7 Победа стекла ( 1-4 века, Древний Рим )
- 8 Невесомость в цене (Середина 18 века, Англия)
- 9 Дефицит – двигатель прогресса ( 8-12 века, Византия )
- 10 Бокалы для игристых вин – их формы и материал
- 11 Как наливать шампанское в бокал?
- 12 Крылышки и защипы ( Конец 17 века, Англия )
- 13 Сплав культур ( 5-1 века до н. э., Древний Рим )
- 14 Почти алмаз (Конец 18 века, Англия)
- 15 Как выбрать бокал для шампанского по разным параметрам
- 16 В когтях кризиса (5-8 века, Европа )
- 17 Бокальный баухаус (60-е гг. 20-го в., Австрия )
- 18 Из чего делают бокалы для шампанского
- 19 Материалы изготовления
- 20 Жертвы ар-нуво ( Конец 19 – начало 20 вв., Европа )
- 21 Очарование простоты (Начало 18 века. Англия )
- 22 Дефицит дров ( Середина 17 века, Англия )
- 23 Откуда ни возьмись ( IV-II тыс. до н. э., Древний Египет )
- 24 Крестовый поход за бокалом ( 13 век, Константинополь, Венеция )
- 25 Лесной бокал ( Начало 17 века, Богемия )
- 26 Не для питья, так для продажи ( 12-14 века, Ближний Восток )
- 27 Сhampagne saucer
- 28 Чудеса с острова ( 14-16 века, Венеция, Остров Мурано )
- 29 А в это время на Востоке ( II тыс. до н. э., Китай )
- 30 Martini glass
Красивая легенда о бокале для шампанского
Истории и легенды о бокалах не менее интересны, чем само знаменитое игристое вино.
Прототипами современных фужеров могут служить древнегреческие чаши для вина. Они не имели ножек, а за форму, сходную с женской грудью, носили название «мастосы».
Самое первое изображение фужера для шампанского, можно увидеть на картине «Обед с устрицами», созданной в восемнадцатом веке. В руках изображенных персонажей можно заметить бокалы «V»-образной формы, а рядом – корзина с бутылками во льду.
В Лондонских музеях есть бокалы под шампанское семнадцатого и восемнадцатого веков. Они почти не отличаются от современных. Узкая высокая чаша не позволяет пузырькам быстро выдыхаться. А длинная тонкая ножка бережет напиток от нагревания.
Есть красивая легенда о создании бокалов в форме слепка груди во Франции восемнадцатого века. За название модели для вдохновения борются две красивейшие женщины своего времени – Мария-Антуанетта и мадам Помпадур. Хотя с тем же успехом это мог быть слепок с груди любой француженки. А то и самой Клеопатры, с очертания груди которой тоже делали чаши для вина. Кто бы ни послужил музой мастеру – он добился своего, бокалы мгновенно приобрели успех.
Есть еще одна легенда, о том, как Екатерина Великая, узнав об истории широких чаш для шампанского, повелела создать длинные и узкие бокалы, взяв за эталон некоторые примечательные части тела графа Орлова.
Традиция чокаться бокалами возникла в средневековье, тогда среди аристократов было принято избавляться от врагов при помощи яда. При мощном ударе металлическими кубками часть напитков разливалась – это служило жертвой павшим героям и богам, а часть попадала в соседние чаши. Если кто-то отказывался чокаться, то сразу попадал под подозрение. Время прошло, металл сменился стеклом или хрусталем, но приятный звон бокалов шампанского на Новый год – добрая дружеская традиция.
Хор форм (19 века, Европа)
XIX в. воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».
Цветовые решения и декоративный облик бокалов для шампанского
Цвет и декор приятно разнообразят сервировку праздничного стола. Цветовое решение зависит от дизайнеров производителей изделий.
Филигранная роспись и фигурные накладки из металла
Филигранная роспись популярна там, где требуется увековечить дату, имена. Часто гравировку заказывают на свадьбу, юбилеи, оставляя тем самым память о событии.
ФОТО: bokal.ruЛюбоваться разрешается
Есть бокалы, которые украшают фигурные металлические накладки: можно декорировать такую посуду медью, серебром, бронзой, сочетанием сплавов, а также вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Выбор таких изделий зависит от окружающей обстановки и цели сервировки.
Другие варианты декора
Дополнительно можно украшать бокалы в любой подходящей технике, используя различные материалы, вроде бисера, страз, кружев, атласных лент. В ход пускают бусины, разные камни, декупаж.
ФОТО: wedding-decoration.spb.ruЧасто бокалы украшают к свадьбе
ФОТО: eventportal.suИз таких форм приятно пить
ФОТО: ru.aliexpress.comВитраж тоже может быть взят на вооружение
Для этого обращаются к профессионалам или пробуют собственные силы, ориентируясь на свой вкус и возможности.
Важно! Декорированный бокал моют очень бережно, не применяя никаких абразивов.
Геометрия пития ( III – I тыс. до н. э., Древняя Греция )
Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце — фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.
Что сказать о достоинствах и недостатках
Красота сервированного стола бывает неописуемой. А если пристальнее рассмотреть ёмкости под шампанское, что можно сказать о них хорошего и не очень?
Достоинства:
- несомненно, это шикарное украшение стола;
- торжественность сервировки;
- большой выбор декорированных моделей;
- долговечность при должном обращении;
- в такой форме напиток полностью раскрывает все свои достоинства.
Недостатком может быть только стоимость желанного набора, особенно, если это известный производитель и отменное качество изделий.
ФОТО: rusvelikaia.ruКрасиво, вкусно, изящно
Империя и размеры (Конец 18 — начало 19 века, Франция)
На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя. По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 г. по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты. (Размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).
Победа стекла ( 1-4 века, Древний Рим )
Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Всё изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести триста рабов.
Невесомость в цене (Середина 18 века, Англия)
В 1745 г. в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились всё более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали ещё более изощрённую технику – «играющую ртуть». Эти изыски удорожали бокал, не увеличивая веса.
Дефицит – двигатель прогресса ( 8-12 века, Византия )
Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щёлочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венецианского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно повисший внутри тонкой стеклянной сети
Бокалы для игристых вин – их формы и материал
Шампанское – капризный напиток, и его вкус и аромат зависит не только от качества материала бокала, но и от его формы.
Самые популярные виды фужеров
Флюте – тонкий продолговатый бокал, создан в начале восемнадцатого века, конической или удлиненной формы на длинной ножке, вместимостью от 180 до 300 грамм. Такая чаша, напоминающая флейту, стала новаторской в изготовлении сосудов для вина. До эпохи стекла классической винной посудой служили большие металлические кубки. Вначале равномерно расширяющиеся. Затем стали создавать бокалы с цилиндрическими контурами, слегка сужающимися в верхней части. Такая форма способствует уменьшению дегазации и дольше сохраняет вкус.
Блюдце (шале, креманка) – широкая, слегка сплющенная чаша на высокой ножке, объемом – от 120 до 240 мл. Фужер такого вида был создан в начале восемнадцатого века. И именно о нем шла речь в легенде о слепке с груди Марии-Антуанетты. Широкая форма способствует дегазации шампанского, что быстро проявляет вкус. Идеально подходит для игристых и сладких вин, просекко, алкогольных коктейлей. С их помощью можно выстроить эффектную пирамиду, для каскадного разлива шампанского.
Тюльпан – похож на флюте, но несколько шире и ниже, имеет выраженное сужение в верхней части. Его объем – 150 миллилитров. Напитки в тюльпане дольше сохраняют загазованность и аромат. В последнее время эти фужеры набирают популярность, так как считается, что подобная форма помогает полностью ощутить вкус благородного напитка.
В широкой продаже можно найти сосуды конусной формы, купе, ровной цилиндрической, в виде тубуса. Бывают разнообразных геометрических конфигураций и размеров. Фужеры необычной асимметричной формы и серии декорированных блестящих или матовых дизайнерских бокалов.
Материалы для изготовления
Самым широко известным материалом, ассоциирующимся с праздничными фужерами, является хрусталь. Такие бокалы отличаются прочностью, разнообразным дизайном и тонким звоном, подчеркивают красоту благородного напитка. Хрустальные бокалы для шампанского являются украшением любого стола, прекрасным подарком на самый взыскательный вкус. Цены зависят от качества стекла и фирмы-производителя.
Стекло – не менее распространенный материал для производства бокалов для игристых вин. Менее дорогие, чем хрустальные, они создают не меньшее впечатление. Подобным примером служат фужеры из богемского стекла. Они отличаются изысканной красотой и доступными ценами, прекрасно подчеркивают эффектность игристых напитков.
Фужеры из богемского стекла
Бокалы из цветного Муранского стекла Италии еще с девятнадцатого века были элитными произведениями искусства. Их до сих пор преподносят в дар особам королевской крови.
Серебро – металл, считающийся самым лучшим, для выявления и сохранения вкуса шампанских и игристых вин. Напитки в этих бокалах долго бурлят, напоминая по виду гейзер. Металл фужеров не нагревается и радует гурманов утонченным дизайном. Отличаются самыми высокими ценами.
Пластмассовые одноразовые стаканы не применяются для шампанских вин. Это недопустимо, с точки зрения этикета. Но для недорогих игристых сортов, сидра, особенно на природе – вполне допустимо сделать исключение.
Как наливать шампанское в бокал?
О предварительном охлаждении игристых вин перед подачей на стол знают многие, и по этому поводу разногласий не возникает ни у кого, кроме любителей оглушительного выстрела пробкой в люстру. А о том, как правильно разливать напиток в фужер, существуют разные мнения. Кто-то утверждает, что надо наливать его, наклонив бокал, а кто-то – лить струйкой в центр.
Французские ученые провели специальное исследование, и подробно ответили на все интересующие вопросы. Химики утверждают, что пузырьки, содержащиеся в вине, отвечают не только за вкусовые ощущения и аромат, но и за общее восприятие, возникающее при соприкосновении жидкости с губами и языком. В ходе опыта выяснилось, что при наливании напитка по стенке, пузырьков остается в два раза больше чем, если его лить струйкой в центр фужера.
Для сохранения пузырьков следует охладить напиток до 4 градусов Цельсия. Это идеальная температура для шампанского.
Для тех, кто выбирает вино, ученые советуют слегка «покрутить» напиток в бокале. При таких движениях жидкость насытится кислородом и поможет раскрыть в полном объеме вкус и букет аромата. При раскручивании жидкость попадает на стенки сосуда, увеличивается ее площадь, и летучие вещества быстрее испаряются и аромат становится интенсивнее.
Крылышки и защипы ( Конец 17 века, Англия )
В 1674 г. англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжёлые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.
Сплав культур ( 5-1 века до н. э., Древний Рим )
Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покорённых царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чьё жилище неукрашено стеклом», — включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н. э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.
Почти алмаз (Конец 18 века, Англия)
В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространёнными: резчики использовали углублённые штрихи, рифление, звёздочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя — бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала — его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.
Как выбрать бокал для шампанского по разным параметрам
Выбор лучшего набора бокалов для шампанского и игристых вин зависит от желаемой формы, объёма, материала и производителя.
По форме и объёму
О форме бокалов стоит сказать больше. На выбор тут влияет физиология человека и физико-химические процессы напитков.
Мы воспринимаем вкус рецепторами, запах обонянием, причём, на долю последнего приходится 90% впечатления. Всё просто, ведь вкус ограничен четырьмя своими проявлениями, а запахов несоизмеримо больше. Всё вместе в разных пропорциях и даёт нам те самые эмоции и впечатления от распития шампанского.
ФОТО: luxgradus.ruМожно приобрести несколько разных форм
Один и тот же напиток из разных по форме бокалов одним и тем же человеком будет восприниматься по-разному. На это влияет площадь поверхности жидкости, с которой будут удаляться летучие соединения. Важна и форма, и восприятие шампанского в ней через рецепторы.
Форма бокалов играет роль на мероприятии: широкие кубки популярны на банкетах, где их выстраивают пирамидами.
ФОТО: iz.ruА вот шампанское в ресторанах традиционно подают во флюте — это основано на том, что широкая часть быстрее теряет газы, а узкая дольше сохраняет вкус
По материалу изготовления и декору
Подбор сервировочной посуды для стола зависит от цели мероприятия: не каждое торжество будет украшено бокалами с гравировкой или дополнительным декором. Если хочется элегантности, то лучше поставить на стол в меру аскетичную посуду.
ФОТО: rusvelikaia.ruЧто касается материала, то менее прочным будет стекло, если этот параметр важен, то лучше приобрести хрусталь или серебро
ФОТО: spbcena.ruХрусталь выглядит совершенно и является основным материалом изготовления
В когтях кризиса (5-8 века, Европа )
Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V в. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII вв. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» — получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.
Бокальный баухаус (60-е гг. 20-го в., Австрия )
Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 г. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, бокалы под шардоне, совиньон — «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.
Из чего делают бокалы для шампанского
У многих шампанское ассоциируется с роскошным блеском и тонким перезвоном хрусталя. Такая любовь передаётся на генетическом уровне, ещё во времена Советского Союза в каждом доме признаком достатка считался именно хрусталь, его ставили на стол только по большим праздникам, например, на Новый год.
Освинцованное и хрустальное стекло
Если вспомнить школьную химию, в состав стекла входит кварцевый песок и известь или двуокись кремния и окись кальция. Когда второй компонент заменяют окисью свинца, получается хрусталь, свет в котором преломляется по-особенному.
В соответствии со стандартами различают:
- в стекле содержание оксида свинца до 4%;
- в хрустальном стекле оксид свинца содержится в пределах 13-23%;
- в хрустале должно содержаться оксида свинца более 24%.
Поэтому освинцованное и хрустальное стекло – это бюджетный вариант фужеров для шампанского, имеющий массу преимуществ.
Бокалы из цветного хрустального стекла
ФОТО: xrustalik.ru
Бокалы из освинцованного стекла
ФОТО: rusvelikaia.ru
Материалы изготовления
Материал, который используется, оказывает своё влияние на раскрывающийся вкус напитка. Кто-то предпочитает пить его из хрусталя, и этому есть простое объяснение. Внешний вид такой посуды гораздо более привлекательный, чем у стеклянной: свет, преломляясь в хрустальных гранях, создаёт вкупе с напитком чарующий эффект. К тому же, хрустальные бокалы визуально красивее из-за больших возможностей для их декора.
ФОТО: prom.uaХрусталь прочен, стоит прилично, что, впрочем, зависит от производителя и сорта
Помимо хрусталя, в производстве используют стекло: это тонкостенные изящные изделия, но с небольшим запасом прочности. Стоимость у стеклянных моделей невысока, что делает их самыми доступными.
Серебро признано наилучшим видом бокалов — в нём сохраняется вкус напитка, к тому же, он не будет нагреваться. Самые интересные модели имеют углубление на дне, что только усиливает игру шампанского. Это одни из самых дорогих моделей.
ФОТО: beau-vivant.comДорогое серебро
Жертвы ар-нуво ( Конец 19 – начало 20 вв., Европа )
Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоёв стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а также делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX в., наоборот, пошёл от формы, подчёркивая декором её пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полёте кузнечики, светятся обнажённые женские тела.
Очарование простоты (Начало 18 века. Англия )
Английский потребитель всё больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII в. представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х гг. пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.
Дефицит дров ( Середина 17 века, Англия )
Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 г. король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.
Откуда ни возьмись ( IV-II тыс. до н. э., Древний Египет )
Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у неё человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.) Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.
Крестовый поход за бокалом ( 13 век, Константинополь, Венеция )
Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним — мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 г. стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.
Лесной бокал ( Начало 17 века, Богемия )
В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твёрдости превосходило всё известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная зола – поташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравёр и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точёными ножками.
Не для питья, так для продажи ( 12-14 века, Ближний Восток )
Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно.С XII по XIV вв. так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.
Сhampagne saucer
Самый главный миф, который постоянно следует за шампанским блюдцем, это история о том, что форма бокала была сделана по слепку груди Марии-Антуанетты (или Елены Троянской, или Мадам де Помпадур). Что, как мы понимаем, не более чем красивая история для привлечения внимания. Для начала, есть мнение, что дизайн champagne saucer был разработан в Англии в 1663 году (что примерно на столетие раньше существования Марии-Антуанетты). Во Францию же этот бокал пришел только в начале 18 века. И чтобы у вас совсем не осталось сомнений по поводу причастности Марии-Антуанетты и ее частей тела к созданию бокала, вот картина 1734 года, иллюстрирующая любимую многими комбинацию «устрицы и шампанское» (как можно заметить, шампанское здесь уже распивается из тех самых шампанских блюдец):
Jean-François de Troy (1679–1752), Le Déjeuner d’Huîtres, 1734Справедливости ради, у Марии-Антуанетты все же были чаши в форме груди jatte-téton , из которых она пила молоко. Они были спроектированы и произведены для нее скульптором Луи-Симоном Буазо и живописцем Жан-Жаком Лагерене. И предвосхищая очередную попытку привязать сюда грудь Марии-Антуанетты, отметим, что вдохновением для этих чаш все же послужили древнегреческие сосуды мастосы, которые использовались на симпосиях. А сами jatte-téton были подарком королеве от Людовика XVI, что начисто исключает вероятность ее физического участия при изготовлении чаш.
La jatte-téton из коллекции музея Севрской фарфоровой мануфактуры
Возвращаясь к шампанскому блюдцу и его форме, отметим, что пока нельзя точно назвать того, кто начал производить бокалы для шампанского округлой формы. То же касается и причины выбора этой формы. Но учитывая, что каждое следующее поколение опирается на опыт предыдущего, источников вдохновения для данного бокала можно найти много.
Ну а чтобы закрыть тему груди и бокала для шампанского, можно упомянуть тот факт, что в 2008 году Карл Лагерфельд все же воплотил легенду в реальность и увековечил грудь Клаудии Шиффер в кубке для шампанского Dom Perignon. Та же участь коснулась и груди Кейт Мосс, которая была воплощена в виде бокала в 2014 году скульптором Джейн МакАдам Фрейд.
А мы с вами переходим к бокалам для десертов, которые тоже можно рассматривать как прародителей коктейльной рюмки. Наиболее распространенными десертными бокалами на ножке в 18 веке можно считать бокал для желе и бокал для sweetmeat (так называли различные сладости, например, засахаренные или глазированные фрукты, марципан, турецкие сладости). Бокал для желе скорее всего можно сравнить с champagne flute, а вот sweetmeat glass вполне мог бы служить для коктейлей или шампанского. Хотя, в отличие от champagne coupe, он имеет более массивную ножку и основание. Да и в целом, этот бокал можно считать чем-то средним между гоблетом и шампанским блюдцем.
Sweetmeat glass
Чудеса с острова ( 14-16 века, Венеция, Остров Мурано )
В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрёл способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как «cristallo» или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет всё новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетёное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.
А в это время на Востоке ( II тыс. до н. э., Китай )
В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600–1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701–762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далёкий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».
Martini glass
Пришло время поговорить про легендарный бокал martini glass. Легенда гласит, что коническая форма бокала была придумана во время «сухого закона» в Америке для того, чтобы было удобнее и быстрее избавляться от напитка в случае рейда. Что, конечно же, полная чушь. Более правдоподобная версия утверждает, что форма бокала была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Что в целом, является правдой. Сама выставка дала имя направлению ар-деко, который зародился незадолго до него. Представленный на ней бокал был выполнен в том же стиле: четкие прямые линии, геометричность и лаконичность. Единственная неточность здесь в том, что бокалы конической формы начали делать задолго до этой выставки (как минимум в 16 веке). И впоследствие, бокалы такой формы производились неоднократно. Возможно, они были не сильно популярными, но утверждать, что их форма была изобретена только в 20 веке, как минимум некорректно.
Бокал 1550-1650 (Венеция) из Музея Виктории и Альберта
Как бы то ни было, коническая форма коктейльного бокала через полтора десятка лет после выставки начала активно пользоваться спросом. «Символизм коктейля и новое культурное восприятие формы именно этого бокала соединились в 40-е годы» — объясняет Лоувелл Эдмундс в своей книге «Martini, Straight Up: The Classic American Cocktail». Именно в этот период времени бокал конической формы начали называть по названию коктейля martini glass. А в последующие годы бокал получил такую популярность, что в 1958 году газета The New York Times назвала его «символом нашей цивилизации». Правда, в 80-е и 90-е годы бокал приобрел плохую репутацию из-за развития клубной культуры и фруктовых «тини» огромного размера. Сегодня бокал начал реабилитироваться, в основном благодаря возрождению интереса гостей к классическим напиткам, и вниманию барменов к качеству и красоте коктейлей. Плюс, не последнюю роль играет многообразие бокалов мартини, из которого можно выбрать очень красивые и элегантные.
Источники
- https://posudaa.ru/servirovka/stolovaya-posuda/bokaly-dlya-shampanskogo-i-igristyh-vin
- https://SimpleWine.ru/articles/academy/evolyutsiya-pobokalno/
- https://HouseChief.ru/raznovidnosti-bokalov-dlja-shampanskogo.html
- https://homius.ru/kak-vybrat-bokaly-dlja-shampanskogo.html
- https://okolobara.ru/alkopediya/evolyuciya-koktejlnoj-ryumki/